Ритейлеры попросили биодобавки

«Азбука вкуса» запустила продажи собственной марки БАДов

Уход из России IHerb и снижение доли присутствия на российском рынке иностранных производителей биологически активных добавок (БАД) привлекает к сегменту непрофильных игроков. Свою линейку продукции на мощностях французской Irati начал производить ритейлер «Азбука вкуса». Такие планы есть и у других сетей. Однако эксперты предупреждают о высокой конкуренции на рынке, особенно со стороны фармпроизводителей, а также смещении спроса из традиционной розницы в онлайн-каналы.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

«Азбука вкуса» запустила выпуск на мощностях французской Irati 12 наименований БАДов под собственной торговой маркой (СТМ) «Азбука Life», сообщили “Ъ” в торговой сети. В Irati на запрос “Ъ” не ответили. Стоимость биодобавок в рознице будет варьироваться от 1,2 тыс. до 2,7 тыс. руб., что, по словам гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, заметно выше средних рыночных цен. «Примерно в такой же ценовой категории продаются препараты американского Solgar»,— добавляет он. Высокая стоимость БАДов «Азбуки вкуса» связана с производством за рубежом, себестоимость которого растет в периоды нестабильного курса рубля, отмечает собеседник “Ъ” на рынке ритейла. По данным DSM Group, в августе 2023 года средняя стоимость упаковки БАДа составила 347 руб., рост — 22% год к году.

У «Азбуки вкуса» 168 магазинов в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, которые управляются ООО «Городской супермаркет». По данным СПАРК, основными владельцами сети являются ее основатели Максим Кощеенко (25,7%) и Олег Лыткин (17,2%). В первом полугодии 2023 года выручка «Городского супермаркета», согласно отчетности МСФО, выросла до 39 млрд руб., на 0,9% год к году, при убытке в 88,8 млн руб.

Ниша БАДов оказалась свободной в том числе после ухода из России маркетплейса IHerb, что открыло возможности в этом сегменте для локальных ритейлеров, считает гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Так, во «Вкусвилле» сообщили “Ъ”, что у сети линейка БАДов и витаминов СТМ превышает 100 наименований, которые выпускаются в России. В X5 Group и «Магните» на запрос не ответили.

Весной 2023 года власти Подмосковья сообщали, что косметический ритейлер Mixit будет выпускать в том числе и БАДы на новом производстве в Солнечногорске. Как обнаружил “Ъ”, связанное с совладельцем Mixit Еленой Назаровой ООО «Лаборатория здоровья» в июне этого года подало в Роспатент заявки на регистрацию бренда Mixvit. В компании на запрос “Ъ” не ответили.

По словам директора по маркетингу сервиса BUYMI Милы Грошевой, год назад доля заказов БАДов с IHerb на платформе достигала 7–10%, но сегодня не превышает 2%. Спрос на товары с IHerb падает из-за заметного роста курса доллара, удорожания логистики и увеличения предложения российских сетей аналогов западных БАДов, поясняет она. Эксперт добавляет, что конкуренция на рынке РФ в сегменте БАДов уже очень высокая. К этому добавляется активный переток спроса на БАДы в онлайн, тогда как, например, в аптечных сетях этот сегмент практически не растет, отмечает господин Шуляк. Исполнительный директор СРО «Союз производителей БАД» Александр Жестков полагает, что производители будут все больше переходить в онлайн.

По данным DSM Group, за восемь месяцев 2023 года в фармрознице реализовано 248,1 млн упаковок БАДов, что всего на 1,2% больше год к году, в денежном выражении продажи увеличились на 13,7%, до 78,7 млрд руб.

Председатель совета директоров ЗАО «Эвалар» Наталия Прокопьева объясняет рост в деньгах коррекцией цен из-за волатильности курса рубля.

Среди крупных в РФ производителей БАДов по объему продаж — «Эвалар», «Полярис», ВТФ и «Квадрат-С». При этом американский Solgar опустился со второго на пятое место. В целом, по данным DSM Group, доля импортных биодобавок в структуре аптечных продаж в денежном выражении в августе 2023 года снизилась с 40,3% до 32,1%. Покупка зарубежных БАДов не всегда оправданна, считает Мила Грошева: препараты, которые стоят на IHerb в пределах 3 тыс. руб. за упаковку, в рознице могут достигать 7 тыс. руб.

Алина Савицкая, Анастасия Тихомирова

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы дочитать статью

Это бесплатно и вы сможете читать все закрытые статьи «Ъ»

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Лента не загружается. Пока мы чиним, вы можете почитать новости на главной странице.

Промо

Саратов получил поддержку

В рамках благотворительного проекта «Города Героев» ДоброFON и фонд «Память поколений» помогли саратовскому дому-интернату